Факты и цитаты об Индейцах и их истории

Юмор, поздравления, события в мире и личной жизни, объявления не связанные с автомобилями

Модераторы: Змей, flor, Jack

Аватар пользователя
Погорелец
 
Сообщений: 742
Зарегистрирован: 14 дек 2008, 19:16
Откуда: Санкт-Петербург, Купчино

Факты и цитаты об Индейцах и их истории

Сообщение Погорелец » 23 фев 2009, 10:11

Факты и цитаты об Индейцах и их истории
13.09.2008 :: 16:26:22 Сидящий Бык, Ситл, Белое Облако и другие индейские вожди XIX века

-Не нужно много слов, чтобы сказать правду.

-Что такое жизнь? Это свет светляка в ночи. Это дыхание бизона, когда приходит зима. Это тень, ложащаяся на траву, и тающая на закате.

-Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

-Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

-В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек.

-Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит.

-Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая.

-Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви.

-Даже твое молчание может быть частью молитвы.

-Белый человек жаден. В кармане он носит холщовую тряпку, в которую высмаркивает свой нос — как будто боится, что может высморкать и упустить что-то очень ценное.

-Мы бедные, потому что мы честные.

-Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.

-Мой сын никогда не займется земледелием. Тот, кто работает на земле, не видит снов, а мудрость приходит к нам во снах.

-Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о боге.

-Когда человек молится один день, а потом грешит шесть, Великий Дух гневается, а Злой Дух смеется.

-Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?

-Старое время было чудесным. Старики сидели под солнцем у порога своего дома и играли с детьми до тех пор, пока солнце не погружало их в дрему. Старики играли с детьми каждый день. А в какой-то момент они просто не просыпались.

-Когда умирает легенда и пропадает мечта, в мире не остается величия.

-Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком.

-Одно «возьми» лучше двух «я отдам».

-Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.

-Правда — это то, во что люди верят.

-Даже маленькая мышь имеет право на ярость.

-Я страдаю, когда вспоминаю, как много было сказано хороших слов и как много обещаний было нарушено. В этом мире слишком много говорят те, у кого вообще нет права говорить.

-Пусть мой враг будет силен и страшен. Если я поборю его, я не буду чувствовать стыда.

-Тот, кто рассказывает истории, правит миром.

-Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.

-Когда ты родился, ты плакал, а мир смеялся. Живи так, чтобы, умирая, ты смеялся, а мир плакал


(C)

В своём доме чужие...

Всего триста лет назад в Северной Америке жили миллионы индейцев. Последние представители различных племён - от 400 до 16 000 - ныне проживают в резервациях- местах для насильственного поселения коренного населения страны:

Гуроны занимали земли между озером Гурон и северо-западным берегом озера Онтарио (территория нынешней Канады). В резервациях осталось около 400 человек.

Ковичане жили на юго-востоке острова Ванкувер и в Британской Колумбии.

Вампаноаги жили в штате Массачусетс. Практически полностью истреблены.

Канза жили на территории штата Канзас.

Саук жили в штатах Мичиган, Айова, Иллинойс, Висконсин. Осталось примерно 1 000 человек.

Оджибве - ныне осталось около 16 000 человек. Проживали в штатах Нью-Йорк, Миннесота, Мичиган и Северная Дакота.

Пиеган жили на границе США и Канады. Осталось около 700 человек.

Навахо - ныне осталось 1 500 человек. Занимали земли штатов Аризона и Нью-Мексико.

Онейда жили на территории штата Нью-Йорк. Осталось 3 500 человек.

Мусгоки (другое название Крики) занимали земли штатов Алабама, Миссисипи, Теннесси, Джорджия. Осталось 9 000 человек.

Айова жили в штате Айова. Осталось 600 человек.

Дакота - племена, объединенные под этим названием, заселяли Небраску, Северную и Южную Дакоту, Миннесоту. Осталось не более 11 000 человек.

Майами - ныне осталось 400 человек. Жили в Индиане и Огайо.

Хопи жили в полупустыне Аризоны. Осталось 3 000 человек.

Инсанти-сиу занимали земли Айовы, Миннесоты, Южной Дакоты и Висконсии. Осталось 1 200 человек.

Черноногие ( Сиксика ) жили на границе США и Канады. В резервациях сегодня осталось 1 200 человек.

Пассамакводы жили в штате Мэн. 600 человек ныне в резервациях.

Брюле жили в штате Монтана. Остатки племён ныне живут в резервациях (численность неизвестна).

Чироки жили в штатах Теннеси, Джорджия, Северная и Южная Каролина. Основная масса ныне переселена в Оклахому.

Чоктавы жили в Алабаме, Луизиане и Миссисипи. Осталось 15 000 человек, переселённых в Оклахому, на малоплодородные земли.

Ханкпапа, оглала, миконджу, сан-арк жили в штате Монтана. Сегодня остатки этих племён живут в разных резервациях.

Пронзённые носы (не персе, нумипу) занимали часть штатов Орегон и Айдахо.
Индейцы равнин

К западу от Миссисипи леса и холмы штатов сменяются обширной, поросшей травой возвышенностью, открытой всем ветрам. Это прерии, родина индейцев равнин. Прерии простераются на сотни миль и заканчиваются у подножия Скалистых гор.
Наиболее известными племенами были Дакота (более известное как Сиу), Кроу, Шайены, Черноногие, Апачи, Команчи и Кайова. Группа племен Сиу была наиболее многочисленной. Вместе с союзниками Шайенами они оказали мощное сопротивление захватчикам своих земель.
Хотя язык и обычаи большинства племен были различны, их образ жизни был во многом схож. Было лишь несколько небольших различий: например, Манданы и Пони жили в более или менее постоянных жилищах - куполообразных земляных домах, и вигвамы использовали только при кочевках во время больших сезонных охот. Равнинные индейцы были кочевниками, живущими охотой на бизонов, многочисленные стада которых бродили по прериям. Индейцы постоянно находились в пути, передвигаясь в поисках новых охотничьих угодий.
Эти бронзовые воины равнин, особенно Сиу, высокого роста, исполненные достоинства, в боевых головных уборах и украшенных бисером костюмах, представляли картину варварского великолепия, которая пленила воображение всего мира.

ВИГВАМ (ТИПИ)
Типичным жилищем индейцев равнин была кожанная палатка. Индейцы Сиу называли ее "типи".
Типи были сделаны из шкур бизонов, сшитых вместе и поддерживаемых каркасом их шестов. Для кочевого народа, постоянно находящегося в движении, типи были и практичны, и удобны. Разверы их варьировались. В зависимости от величины типи для его изготовления требовалось от 10 до 40 шкур. Средний размер жилища для одной семьи был около 16 футов (около 4,87 м) в диаметре. Типи для Совета или "медицинский" типи были были значительно больше. Один путешественник в 1932 году описал типи более 40 футов (12,19 м) в поперечнике.
На верхушке типи находились клапаны. Ими можно было пользоватьсядля регулеровки вентиляции, изменяя восходящий поток воздуха, который уносил дым через верхнее отверстие. Для создания дополнительного комфорта к шестам изнутри была привязана подкладка, известная как "ткань росы", высотой около четырех футов. Она предназначалась для того, чтобы на уровне земли не пропускать сквозняки и, что еще более важно, предотвращать сток воды с шестов внутрь в дождливую погоду.
Небольшой огонь разводился в центре типи на земляном полу. Вокруг стен были полости, в которых индейцы спали ночью. Кухонная утварь завершали обстановку. Типи был украшен символическими изображениями, имеющими особый смысл для его владельца

Оленья кожа и вышивка бисером

Мужчины охотились, а женщины обрабатывали шкуры убитых животных. Эта работа была очень тяжелой. Растягивание, скобление и натирание смесью жира и мозгов, чистка и мягчение - все эти операции по обработке шкур требовали много труда и времени. Индеанки так прекрасно дубили шкуры оленя, лося и антилопы, что те становились мягкими, как бархат.
Индеанки обычно украшали свои изделия. Чаще всего они пришивали к шкуре нитью из сухожилия окрашенные иглы дикобраза. Используя простые орнаменты, они, тем не менее, добивались высокой степени художественного совершенства.
Изготовление изделий с иглами дикообразов пришло в упадок в XIX веке, после того, как европейцы начали продавать индейцам стеклянные и фарфоровые бусины. Яркие, фабричного изготовления бусины разных цветов очень нравились индейцам, и быстро сделались ходовым товаром. Теперь стала возможной более сложная вышивка. Разнообразные бисерные вышивки украсили церемониальные боевые рубахи и обмотки. Мешочки для трубок, люльки для младенцев, мокасины, халаты, седельные сумки, кисеты и повязки на головных уборах из перьев были украшены в одном стиле.
Существовали племенные различия в способах пришивания бисера и в орнаменте. Орнаменты сиу, шайенов и апачей были геометрическими. Эти племена использовали "ленивые стежки", которые давали остроконечный рисунок. Кроу и черноногие использовали плоские, "перекрывающиеся", или "точечные стежки", более подходящие к растительным фигурам, которые они включали в свои орнаменты.

Тревой

Когда индейская семья путешествовала, ее пожитки перевозились на волокушах, известных под названием "тревой". Тревой представлял собой простую конструкцию из длинных шестов от типи, тонкие концы которых скрещивались и служили оглоблями для лошади, а толстые - волочились сзади.
К шестам привязывались поперечины, а переплетение ремней из сыромятной кожи образовывало род платформы, на которую грузили тяжелые предметы, такие, как покрытие типи, полости, используемые для ночного сна, и лагерную экипировку.
Маленькие дети, больные и старики также могли в случае необходимости ехать на тревое. Младенцев матери несли на спине, где они были в безопасности.
Личные вещи, одежду и пищу индейцы перевозили в парфлечах, мягких контейнерах разных типов из сыромятной кожи. Некоторые парфлечи клали на тревой, другие вешали попарно по бокам лошади. Очень распространенным типом был парфлеч, сложенный из куска сыромятной кожи наподобие конверта и скрепленный ремнями. Другой тип парфлеча был цилиндрическим. Он использовался в основном для ритуальных предметов. Гладкая поверхность сыромятной кожи парфлеча была украшена четким геометрическим орнаментом.
Когда у индейцев еще не было лошадей, в качестве тягловых животных они использовали собак. Их запрягали в маленький тревой, сходный с тем, в который впоследствии запрягали лошадей. Собака могла тащить груз в 60 фунтов (27 кг) и больше.

Снаряжение воина

С раннего детства индейскому мальчику прививали умения и навыки, которыми он, став взрослым воином, должен был владеть. Вероятно, его первой игрушкой был маленький лук и стрелы. Когда мальчик превращался в мужчину, его основным охотничьим оружием становился короткий мощный лук. Он был обычно длиной три фута шесть дюймов (106 см) и использовался для стрельбы с лошади. Более совершенные образцы лука для усиления имели сзади вклееные толстые сухожилия животных. Сначала наконечники стрел делались из кремня и камня, а потом, когда появилась обручная сталь, из стали.
После лука самым употребляемым оружием индейца было копье длиной от восьми до двенадцати футов. Копье было легким, довольно гибким и часто украшалось мехом выдры, бобра или перьями. Каждый вид перьев имел символическое значение для владельца копья.
Деревянная дубинка с камнем, привязанным к ее концу сыромятными ремнями, была широко распространена у большинства племен равнин. Широко использовались также различные деревянные дубинки. Конечно, железные лезвия для топора или томагавка индейцы получали в результате торговых операций.
Для воина самым важным предметом снаряжения был щит из толстой сыромятной кожи бизона. О щите заботились, о нем думали и молились. Считалось, что щит не только физически защищал в бою, но и был защитой от злых духов. Рисунки на щите и его украшения часто являлись воинам в видениях, на этом было основано и целительное значение щита.

Головной убор из орлиных перьев

Некоторые индейские племена равнин, в особенности сиу, создали своеобразную "перьевую геральдику", в которой каждое перо обозначало какой-то подвиг. Эти перья "военных успехов", как их называли, можно сравнить с орденами и медалями в современных армиях, и о подвигах воина можно было судить по его перьям. Так возник знакомый нам индейский головной убор из перьев.
В давние дни племенной закон разрешал носить головной убор из перьев только прославленным воинам, которые совершили много боевых подвигов. Некоторые старые воины столько раз отличались за свою жизнь, что к их головному убору добавлялась одинарная или двойная лента из перьев, которая свисала вдоль всей спины.
Другой тип головного убора представлял собой шапку с парой прикрепленных к ней рогов и ленту с одним рядом перьев, свисающую от короны в виде длинного хвоста. Шапка была покрыта шкурками горностая. Одно время этот тип головного убора был очень распространен.
Для головых уборов индейцы использовали перья орла, благороднейшей и храбрейшей птицы. Соседние с сиу племена носили сходные головные уборы, но они не всегда придавали перьям такое же значение.
Черноногие, например, для указания воинских отличий украшали свои костюмы шкурками белых горностаев. Они предпочитали головной убор со стоящими перьями вместо склонявшегося назад широкого ореола из перьев.
В наши дни многие американские индейцы во время праздников надевают боевой головной убор из перьев, который стал элементом национального костюма.

Танец Солнца

Одной из самых важных церемоний, общей почти для всех индейцев равнин, был танец Солнца. Это был великий религиозный праздник, который обычно отмечался весной, когда разбросанные коче-вые группы племен собирались вместе.
Для этой важной церемонии специально отгораживался участок. Посредине устанавливался высокий шест, вокруг которого или лицом к нему проходила вся церемония. Этот шест, сделанный из ствола дерева и украшенный символическими предметами, выбирался и устанавливался с большой торжественностью. Танцы были очень простыми и исполнялись в чрезвычайно серьезной манере. Очень часто исполнители отказывались от еды и воды на продолжительное время, надеясь так довести себя до состояния транса, во время которого у них могли возникнуть видения.
Танец Солнца был впечатляющим зрелищем: главный его элемент - ритуальное самоистязание, практиковавшееся некоторыми племенами, особенно мандана, арапахо и шейенами. Тяжелое испытание проводилось по нескольким причинам. Молодые воины страстно желали доказать свою зрелось и мужество. Для других же это был вид жертвоприношения духам, чтобы заручиться их благосклонностью или, наоборот, выразить свою благодарность за уже полученные от духов милости.
Участникам делали два параллельных разреза на коже, чаще всего на груди, и через эти разрезы продевали две металлические палочки, которые соединялись прочными веревками с шестом. Танцоры натягивали веревки до тех пор, пока палочки не разрывали кожу.
Правительство США из гуманных соображений запретило танец Солнца в 1904 году, но отменило этот запрет в 1935 году, признав право индейцев на религиозную свободу. С тех пор некоторые племена возобновили эту церемонию, но уже в сильно модифицированном виде.

Еще французские иезуиты в Канаде, проповедовавшие среди гуронов, ирокезов и алгонкинов Слово Божие, обратили внимание на то, что, несмотря на язычество (в христианском понимании), индейцы отличаются подчеркнутой религиозностью, причем не в смысле строгого соблюдения обрядов, а в нравственном понимании этого слова. У них есть интереснейший обряд - санундатхейвата («собрания для покаяния»). Перед каждым религиозным праздником у ирокезов происходила церемония публичной исповеди. Люди собирались вместе, и каждый, кто хотел исповедаться, брал в руки нитку белого вампума (символ чистоты и правды), признавался в своих грехах и обещал исправиться.

Развитое религиозное чувство у североамериканских индейцев объясняется прежде всего тем, что они были уверены в своей способности напрямую общаться с магическими силами, получать от них указания и рекомендации, пользоваться их покровительством. По верованиям индейцев, контакт с духами происходил во время сна или в момент погружения в магическую реальность, которая открывалась человеку под воздействием галлюциногенных растений. Последнее чаще всего практиковалось шаманами и жрецами (например, в ходе Пляски Солнца), зато культ сновидений был распространен очень широко. Чтобы увидеть вещий сон, индейцы часто соблюдали священный пост, проводя его в одиночестве, без еды и воды, в труднодоступных местах.

Первый в своей жизни священный пост индеец соблюдал в подростковом возрасте. Юноша должен был увидеть во сне животное, птицу или любое другое существо, которое согласилось бы стать его «тайным помощником». «Тайный помощник» нередко становился личным тотемом индейца и выполнял роль его духа-покровителя. Дух-покровитель, как правило, указывал во сне набор разнообразных мелких предметов, которые должны были составить «колдовскую связку» («священный узел») индейца. «Священный узел» обладал магической силой, с его помощью можно было вступить в контакт с духом-покровителем. Для каждого индейца эта связка имела такое же значение, как нательный крестик или икона для христианина. Помимо личных «священных узлов», существовали «колдовские связки» шаманов, мужских (воинских) обществ, родов (кланов) и племен.

Отношения между духами, божествами и людьми имели очень личный характер. Обретение в подростковом возрасте охраняющего и покровительствующего духа было одной из основополагающих черт культуры виннебаго, как и многих других культур американских индейцев. По представлениям виннебаго, без такого покровителя и защитника человек был неприкаян и находился в полной власти природных и социальных событий, причем в их самой грубой и жестокой форме. Когда виннебаго потеряли веру в действенность поста и духи больше не дарили им видений, их культура быстро распалась.

Человек мог обратиться к своему духу-покровителю в минуту опасности или перед принятием важного решения. Индеец всегда прислушивался к советам «тайного помощника», полученным во время сна, и относился к ним очень серьезно. Известно множество случаев, когда откровения и предсказания духа-покровителя действительно оправдывали себя: обеспечивали удачную охоту, успех на войне и даже спасали людям жизнь. Если тот или иной вопрос касался всего племени, обязанность общения с духами ложилась на шаманов и жрецов, которым предстояло выяснить волю магических сил и объявить ее. Это могло привести к тому, что вожди отменяли уже принятое решение или, напротив, склонялись в пользу ранее отвергнутого варианта.


Высказывания индейских вождей и старейшин

«Мое сердце превратилось в камень. Тяжелый от печели за мой народ; холодный от знания, что ни один договор не удержит белых в стороне от нашей земли; тяжелый от решения сопротивляться так долго, пока я живу и дышу. Теперь мы слабы, и многие наши люди напуганы. Но послушайте меня: одна ветка ломается, но связка веток сильна. Однажды я обниму племена наших братьев и свяжу их в связку, и вместе мы отвоюем нашу страну у белых».
Текумсе, вождь шауни, около 1795

«Я слышал, что вы намереваетесь поселить нас в резервации возле гор. Я не хочу селиться на одном месте. Я люблю бродить по прериям. Там я чувствую себя свободным и счастливым, но когда мы поселимся на одном месте, мы станем бледны и умрем. Я отложил в сторону мое копье, лук и щит, и все же я чувствую себя в безопасности в вашем присутсвии. Я сказал вам правду. Я не скрыл ни малейшей лжи, но я не знаю как обстоит дело с уполномоченными. Они так же чисты как я? Много лет назад эта земля принадлежала нашим отцам; но когда я подхожу к реке, я вижу лагеря солдат на ее берегах. Эти солдаты рубят мой лес; они убивают моих бизонов; и когда я вижу это, мое сердце разрывается; мне жаль... Белый человек превратился в ребенка, чтобы безрассудно убивать и не есть? Когда красные люди убивают дичь, они делают это чтобы жить и не голодать».
Сантанта, вождь кайова; из «Войны за спасение бизона»

«Живи так, чтобы страх смерти никогда не проник в твое сердце. Не спорь о религии других, уважай их веру и требуй, чтобы другие уважали твою веру. Люби свою жизнь, улучшай свою жизнь, превращай все вокруг в свой жизни в красоту. Стремись сделать свою жизнь длиннее, а ее целью - служение твоему народу. приготовь достойную песню смерти для того дня, когда ты перейдешь великую черту. Всегда приветствуй друзей, встречаясь или проходя мимо, и даже незнакомых, когда ты в пустынном месте. Проявляй уважение ко всем и не кланяйся никому. проснувшись утром воздай благодарность за пищу и радость жизни. Если ты не видишь причины для благодарности - это твоя вина. Не оскорбляй никого, ибо оскорбление превращает мудреца в дурака, и отнимает у духа его видение. Когда придет твое время умереть, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти, и кто плачут и молятся чтобы продлить свою жизнь хоть на мгновение и прожить ее по-другому. Пой свою песню смерти и умри как герой идуший домой».
Текумсе, шауни

«Я думаю снова о своих маленьких приключениях. Моих маленьких страхах, которые кажутся такими большими. Обо всех жизненно важных вещах, которые я должен добыть и получить. И все же есть только одна великая вещь. Единственная вещь. Жить и видеть великий день, который занимается. И свет, который наполняет мир».
неизвестный инуит

молитва оджибве

О, Великий Дух,
чей голос я слышу в ветрах
И чье дыхание дает жизнь каждому,
Услышь меня.
Я прихожу к тебе
как один из многих твоих детей,
Я слаб... Я мал...
Мне нужна твоя мудрость и сила.
Дай мне идти окруженным красотой
И сделай так, чтобы мои глаза
Всегда видели красный и пурпурный закат.
Сделай так, чтобы мои руки
уважали все, сотворенное тобой.
И сделай мой слух острым,
чтобы я мог слышать твой голос.
Сделай меня мудрым, чтобы я мог понять,
То, чему ты научил мой народ,
И чтобы мог выучить твои уроки,
скрытые в каждом листе и каждом камне.
Я прошу мудрость и силу
Не для того чтобы превзойти своих братьев,
но чтобы победить
Своего злейшего врага - себя самого.
Сделай меня всегда готовым предстать перед тобой
С чистыми руками и прямым взором.
Чтобы когда жизнь угаснет, как угасает закат,
Мой дух мог прийти к тебе без стыда.


Неизвестная Вторая Мировая: радисты-навахо

Гуадалканал, Тарава, Иводзима... Шифровальщики из индейского племени навахо принимали участие во всех громких операциях морской пехоты США в Тихом океане в 1942-45 гг. Индейцы служили во всех шести дивизиях морпехов, диверсионных и парашютных подразделениях. Они передавали важнейшие донесения по телефону и рации на своем родном языке. Это был шифр, который японцам так и не удалось разгадать.

Идею использовать язык навахо в военных целях предложил Филип Джонстон, сын миссионера, работавшего в этом племени, и один из немногих «чужаков», которые говорили на их языке свободно. Джонстон вырос в индейской резервации, участвовал в Первой мировой войне и знал, что поиски идеального шифра велись военными уже давно. Он знал и то, что в годы Первой мировой уже пытались передавать донесения на языках индейских племен - в частности, чокто.

Джонстон считал, что именно язык навахо идеально подходил для этой цели. Он отличался необычайной сложностью, и, кроме того, был бесписьменным. Никто не зафиксировал не только своды грамматических правил, но даже элементарный алфавит. Поэтому человеку, если он не принадлежал к племени навахо, выучиться языку было практически невозможно. По одним подсчетам, лишь 30 не-навахо в годы Второй мировой войны научились понимать этот язык. Среди них не было ни одного японца.

В начале 1942 г. Джонстон изложил свои соображения генерал-майору К. Вогелу, командующему десантными силами Тихоокеанского флота. Проведенные испытания показали, что навахо могут закодировать, передать и раскодировать трехстрочное сообщение на английском за 20 секунд. Машинам того времени на ту же работу требовалось на 10 секунд больше. Это убедило Вогела, и он распорядился начать прием индейцев на службу в морскую пехоту.

В мае 1942 г. первая группа навахо в 29 человек прибыла на специальную базу Пендлтон (Оушенсайд, Калифорния) и занялась разработкой шифра. В результате был создан словарь военных терминов, который требовалось заучить наизусть - никаких записей не велось.

Как только радист-навахо заканчивал курс обучения, его перебрасывали в какое-нибудь подразделение морской пехоты, базировавшееся на тихоокеанском театре военных действий. Его основной задачей была передача боевой информации и приказов по телефону и рации. Помимо этого, навахо работали курьерами и принимали участие в боях как обычные солдаты.

Слава об исполнительности навахо, оперативности и качестве их работы гремела всю войну. Ветеран Иводзимы, майор Г. Коннор - офицер-сигнальщик 5-й дивизии морской пехоты - заявлял: «Если бы не навахо, мы бы никогда не взяли Иводзиму». В подчинении у Коннора находилось 6 радистов-навахо, которые в первые два дня сражения работали круглосуточно, не покладая рук. Эти шестеро отправили и получили более 800 сообщений, и не допустили ни одной ошибки.

Японцев, имевших недюжинный опыт во взламывании шифров, язык навахо поставил в тупик. По словам шефа японской разведки, генерал-лейтенанта Сейцо Арисуэ, они свободно разгадывали все шифры, кроме того, который использовался в морской пехоте. Шифровальщики-навахо смогли ввести в заблуждение даже собственного соплеменника, попавшего в плен при Батаане (около 20 навахо служили в американском контингенте на Филиппинах). Солдат, которого заставляли слушать перехваченные донесения, впоследствии искренне признался радисту-навахо: «Я так и не понял, что вы, ребята, хотели сказать».

В 1942 г. общая численность племени навахо составляла около 50 тысяч человек. В 1945 г. около 540 навахо служила в морской пехоте, из них 375-420 человек - радистами.

Шифр, разработанный навахо, не утратил своей ценности и после войны. По этой причине сам он и имена тех, кто был с ним связан, были засекречены. И лишь недавно радисты-навахо, чьи отвага и мастерство спасли многие жизни и внесли значимый вклад в конечную победу в войне, наконец получили признание правительства и общества.

Шифр навахо

Когда радист-навахо получал сообщение, все, что он слышал, была череда бессвязных, на первый взгляд, слов на родном языке. Сначала радисту нужно было перевести каждое слово на английский. Затем он брал только первую букву английского эквивалента, чтобы обозначить все слово. Так, слова «вол-ла-чи» (ant, муравей), «бе-ла-сана» (apple, яблоко) и «тсе-нилл» (axe, топор) значили букву «а». Поэтому, чтобы сказать, например, слово «NAVY» (Флот), радист передавал следующее: «тса (Niddle, игла) вол-ла-чи (Ant, муравей) а-ке-ди-льини (Victor, победитель) тса-а-цох (Yucca, юкка).

Однако большинство слов, с которыми радистам приходилось работать, не имело эквивалента в их родном языке. Поэтому разработчики шифра придумали около 450 оригинальных обозначений для военных терминов, отсутствовавших в языке навахо. Так, «беш-ло» (Железная Рыба) обозначало подводную лодку, «да-хе-ти-хи» (Птица Грома) - истребитель, а «дебе-ли-зине» (Черные Люди) - взвод.

Департамент Обороны чествует ветеранов-навахо

Из-за того, что код навахо был засекречен, им долго пришлось держаться в тени. Награда нашла героев только 17 сентября 1997 г. на торжественной встрече в Пентагоне.

35 радистов (все - ветераны морской пехоты) присутствовали на открытии специальной выставки, посвященной их боевым заслугам. На выставке представлены уникальные фотографии, снаряжение и сам текст шифра - словарь и его полный перевод на английский. Выставка действует и по сей день.
(с) MesoAmerica.RU


Привожу ряд фраз на чероки с транскрипцией.

Привет, как дела? [сийо тохиджу]
Хорошо, а у тебя? [ооста. нихина]

Куда ты идёшь? [хатлахэга]
Я иду в город. [гадухаи гег]

Что это? [гадо уисди хиа]
Что ты делаешь? [гадо хадаа нэха]

Как тебя зовут? [гадо дэджя дова]
Меня зовут Кен Мастерс. [Кен Мастерс даа кваадо]

Ты говоришь на чероки? [джялагис хивонисги]
Да, я хорошо говорю на чероки. [аа, ооста, джялаги дживонисги]

Который час? [халя атлигили]
Сейчас девять часов. [сонтнээль атлигили]

Я хочу немного воды. [ама акуадуили]
Я не понимаю. [тла иголиига]
Спасибо. [вадоу]
Пожалуйста, говорите помедленнее. [усганоли хивоунихи]

Важные даты в истории чероки.

Материалы с сайта Cherokee by Blood; перевод А. Абакумова

1540: Чероки впервые встречаются с европейцами. Это были испанские конкистадоры из экспедиции Эрнандо де Сото.

1629: Чероки устанавливают торговые связи с английскими поселенцами.

1721: Индейцы заключают с каролинским губернатором договор в Чарльстоне, который считается первой уступкой земель чероки.

1730: Английский посол Александр Каминг привозит в Англию семь молодых чероки и представляет их королю Георгу II. Чероки подписывают соглашение о дружбе и торговле с представителями британской короны. В Теллико (Теннесси) Каминг провозглашает вождя по имени Мойтой "Императором Чероки".

1756: Воины чероки под предводительством вождя Остенако вступают в Семилетнюю войну с французами. Они участвуют в английской экспедиции против племени шауни, союзника Франции. Брошенные англичанами на произвол судьбы, чероки "конфисковывают" лошадей у виргинских колонистов. В отместку виргинцы убивают 24 индейца. Начинается пограничный конфликт, который продолжается шесть лет.

1762: Чероки захватывают форт Лоудон в Теннесси, однако в конце концов предлагают колонистам мир. Остенако, Гордая Индейка и Зобатый Голубь отправляются в Лондон на встречу с королем Георгом III. Их сопровождают лейтенант Генри Тимберлэйк и переводчик Уильям Шори, который умирает в пути.

1785: Первый договор между чероки и США - Хоупвелльское соглашение.

1790, 3 октября: Родился Джон Росс, будущий вождь чероки.

1791: Подписан Хольстонский договор, по которому американцы обязуются предоставить чероки сельскохозяйственный инвентарь и научить обращаться с ним. С этого начинается "просвещение" чероки, его история как одного из "Пяти цивилизованных племен".

1802: Первое заявление о будущем переселении индейцев на Запад: президент США Т. Джефферсон подписывает Джорджийский договор.

1817: Часть чероки выменивает племенные земли на участок в Арканзасе, добровольно выезжает туда и формирует свое правительство. Этих индейцев впоследствии назовут "Старожилами" (Олд Сеттлерс).

1821: Секвойя завершает работу над азбукой чероки. В рекордно короткий срок почти все племя становится грамотным.

1822: Основан Верховный Суд Чероки.

1824: Издан первый записанный закон западных чероки.

1825: Столицей чероки сделан город Нью-Эчота (штат Джорджия).

1827: Чероки принимают свою конституцию; начинается новая история племени. Вождем избирается Джон Росс.

1828: Начинает выходить "Чероки Феникс" - первая индейская газета и в то же время первая двуязычная газета в американской истории (она издавалась на английском и на национальном языке). Ее редактором становится Элиас Будино. Эндрю Джексон становится президентом США; впоследствии чероки назовут его "Джагсгин", Дьявол. На землях чероки в Джорджии находят золото; "Старожилов" вынуждают переселиться на Индейскую территорию.

1828-30: Легислатура Джорджии "упраздняет" племенное правительство чероки, объявляя себя единственной законной властью на территории штата. Президент Джексон подписывает Закон о переселении индейцев. Поскольку чероки до этого общались с правительством США на равных, существует опасение, что они смогут добиться полной независимости от США. Другой мотив - зависть и жадность. Белые граждане Теннесси, Джорджии, Алабамы и Каролин надеются при помощи федеральной армии отобрать у индейцев их богатые земли.

1832: Процесс "Уорчестер против штата Джорджия" в Верховном суде США. Суд выносит положительное для индейцев решение, признавая суверенитет чероки. Однако без поддержки президента Джексона решение остается декларативным. Джорджия разыгрывает земли чероки в лотерею.

1833: Полковник национальной гвардии Джорджии Уильям Бишоп конфискует поместье у Джозефа Вэнна по прозвищу "Джо-богач" (второго самого богатого члена племени). Расположенную по соседству школу моравских миссионеров гвардейцы превращают в притон.

1834, май: Перестает выходить газета "Чероки Феникс".

1835: Маленькая группа чероки (100 человек) подписывает договор в Нью-Эчота, тем самым обязуясь отказаться от всех племенных владений к востоку от Миссисипи и переехать на Индейскую территорию. Те, кто подписал договор, и их сторонники входят в историю как "договорная партия".

1838-39: "Дорога Слез". Правительство США проводит насильственное выселение племени чероки на Индейскую территорию, невзирая на решение Верховного суда. Из 17 тысяч индейцев от лишений и болезней в пути умирает более 4 тысяч.

1839: Сторонники вождя Джона Росса убивают вождей "договорной партии" - Майора Риджа, Джона Риджа и Элиаса Будино - по обвинению в предательстве. Новой столицей чероки становится город Талекуа. Принимается новая конституция, по которой вновь прибывшие чероки и те, кто уже жил на западе, объявляются единым народом. Однако официально "договорная партия" и "партия Росса" примиряются только в 1846 г.

1844: Открывается здание Верховного суда чероки. Начинает выходить "Адвокат чероки", первая газета на Индейской территории.

1851: Открываются мужская и женская семинарии. Последняя становится первой школой для девочек, открытой к западу от Миссисипи.

1859: Создано "Общество Китува", целью которого становится охрана традиций племени и борьба с рабством.

1860: В племени усиливаются трения между сторонниками и противниками рабовладения. Вождь Росс стремится сохранить нейтралитет чероки в надвигающейся Войне Севера и Юга.

1861-65: Начинается Война Севера и Юга. Северяне выводят св
Наверх


Чероки - североамериканский народ ирокезской языковой семьи, принадлежащий к юго-восточному культурному ареалу. Чероки играли важную роль в колониальной Америке и в истории США; они остаются одним из самых больших коренных народов в Соединенных Штатах.
История
Археологические и лингвистические данные говорят, что Чероки в доисторические времена мигрировали из современного Техаса или северной Мексики в район Великих Озер. Войны с племенами Ирокезов в районе Нью-Йорка и Делаварами вынудили их сместиться на юго-восток в область Аллеганских и Аппалачских гор в современных Северной и Южной Каролине, Теннеси, северной Джорджии и Алабаме. Там их встретил в 1540 году испанский исследователь Эрнандо де Сото. В 1715 году эпидемия черной оспы сократила их численность приблизительно до 11 тысяч человек.

В период англо-французской борьбы за управление колониями в Северной Америке, Чероки обычно поддерживали англичан, а во время Войны за Независимость Америки они помогали Великобритании. В 1785 году они подписали мирный договор с Соединенными Штатами, но их сопротивление продолжалось еще целое десятилетие. В 1791 году прежний договор был подтвержден новым; часть территории Чероки отошла Соединенным Штатам, на оставшиеся земли права народа Чероки были сохранены. Между 1790 и 1817 годами группа Чероков численностью около 3000 человек ушла на запад за Миссисипи, и стала известна как Западная Группа.
В 1820 году Чероки установили у себя правительственную систему по типу существовавшей в Соединенных Штатах, с избираемым верховным вождем, сенатом и палатой представителей. Благодаря этой системе, Чероки были включены в число так называемых Пяти Цивилизованных Племен. В 1827 году они разработали свою конституцию и стали Нацией Чероки.

В это время на исконных землях Чероки были обнаружены ценные золотоносные месторождения, которые привели к потере около 2 миллионов 830 тысяч гектаров (7 миллионов акров) земли на северо-западе Джорджии, востоке Теннеси и юго-западе Северной Каролины. В 1819 году штат Джорджия обратился к правительству США с просьбой изгнать Чероки со своей территории. Когда обращение потерпело неудачу, была сделана попытка купить земли. В ответ Нация Чероки издала закон, запрещающий любую подобную продажу под страхом смерти. В 1828 году штат Джорджия законодательно низложил правительство Чероки и конфисковал земли Чероки. Обращение Чероков за федеральной защитой было отвергнуто президентом Эндрю Джексоном. В 1832 году Верховный Суд Соединенных Штатов квалифицировал законодательные действия штата Джорджия как неконституционные, однако, федеральные власти, ориентируясь на политику Джексона, направленную на депортацию коренных народов, игнорировали это решение.

Около 500 представителей племени Чероки согласились в 1835 году уступить свою территорию на бирже за 5 миллионов 700 тысяч долларов и переселиться на Индейскую Территорию (нынешнюю Оклахому). Их действия отвергались более чем девятью десятыми народа Чероки, и некоторые из этой группы отщепенцев позднее были убиты. В 1838 году федеральные войска начали насильственное выселение Чероков. Несколько сот человек скрылись в горах Северной Каролины, приобрели землю и поселились в этом штате, став предками современной Восточной Группы.

Тем временем, большинство Чероков, включая Западную Группу, были отправлены на запад в более чем 480-километровый (300 миль) изнурительный поход, который стал известен, как Тропа Слез. В переходе на запад участвовало 18-20 тысяч человек, около 4 тысяч из которых погибло в результате голода, болезней и лишений. На Индейской Территории Чероки вновь образовали свое правительство под руководством вождя Джона Росса.

Во время Американской Гражданской Войны, после большой внутриплеменной борьбы, Чероки приняли сторону конфедератов; согласно послевоенному договору с Соединенными Штатами, Чероки вынуждены были освободить своих чернокожих рабов. По Общему Земельному Акту 1887 года наделы упорно сопротивлявшихся Чероков, относящиеся к исконным землям племени, были насильно переданы частным лицам. Правительство Нации Чероки было низложено, и члены племени стали гражданами США, когда в 1907 году Оклахома получила статус штата. Избыточные земли были выделены федеральным правительством, и в 1891 году западные земли народа, "Надел Чероки" или "Отдушина Чероки" (Cherokee Outlet), были проданы Соединенным Штатам; в 1893 году они были открыты для большого числа евро-американских поселенцев в знаменитой "земельной гонке".

Культура
Хозяйство Чероков, как и у других юго-восточных племен, базировалась на интенсивном земледелии, они выращивали в основном зерно, фасоль и тыкву. Охотились на оленей, медведей и лосей. Баск, или Церемония Зеленого Маиса, была временем благодарения, разжигания священных костров и духовного обновления. Чероки делились на семь матрилинейных кланов, которые подразделялись на военные и мирные общины (подгруппы). Люди жили в многочисленных постоянных поселениях, часть которых принадлежала военной общине, часть - мирной.

В начале XIX века Чероки продемонстрировали пример необыкновенной адаптации к западных институтам и в изменениях системы управления, и в восприятии западных способов животноводства и земледелия, включая систему плантаций. У них появились и общественные школы, а в 1820-х годах, Секвойя, член племени Чероки, изобрел 85-значный алфавит для языка Чероки. Практически сразу последовало распространение грамотности, а в 1828 году начала издаваться первая газета коренных американцев
Был (( Jeep Cherokee 4L, AW4, 231, 21" лифт, порталы, 37" трактора, MW 12500LB,
Сейчас Grand Cherokee 5,9L, 2" лифт,
+79112502713

Вернуться в О Жизни

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 37